Академия Штиглица (Санкт-Петербург): экскурсии, музей, фото

Адрес: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13-15

Роскошный особняк с огромным куполом в Соляном переулке часто ошибочно принимают за настоящий дворец.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица была основана в 1876 г. бароном А.Л. Штиглицем. В советское время переименована в училище имени В.И.Мухиной, поэтому петербуржцы часто называют его Мухинским училищем или просто Мухой.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото

Главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица (Соляной пер., 13) был построен в 1879-1881 годах А.И.Кракау и Р.А.Гедике для размещения Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица - одного из первых русских учебных заведений, которые готовили художников для промышленности.

Здание Музея училища (Соляной пер., 15) построено в 1885-1895 годах по проекту тогдашнего ректора М.А.Месмахера. В этом здании проходили научно-технические собрания Императорского Русского технического общества, на которых неоднократно выступал Д.И.Менделеев.



Учебное заведение изначально называлось Центральным училищем технического рисования. При училище был музей декоративно-прикладного искусства, в котором хранилось до пятнадцати тысяч произведений: ученики должны были воспитываться на высоких образцах искусства прошлого.

Сегодня в коллекции музея находится 35 тыс. предметов прикладного искусства, от античности до наших дней, в том числе фарфор и керамика, уникальная коллекция русских изразцовых печей и художественный металл. Кроме того, среди экспонатов музея можно увидеть лучшие студенческие работы второй половины XX в. В музейном здании залы получили оформление, соответствующее той эпохе, о которой рассказывают его экспонаты. Тем не менее большинство залов так или иначе связаны с итальянским ренессансом.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

За парадными дверями размещается роскошный вестибюль, который переходит в аванзал.

Сердцем училища является огромный выставочный зал, напоминающий итальянский палаццо. На момент создания это был самый крупный зал Петербурга. Свет в него попадает сверху сквозь тройной стеклянный купол и освещает роскошное убранство. Размеры купола: 34х17 метров (самый большой стеклянный купол в дореволюционной России). Зал украшен профилями и именами выдающихся деятелей искусства самых разных эпох.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Выставочный зал серьёзно пострадал в годы ВОВ. Несколько лет назад студенты академии Штиглица в качестве дипломной работы восстановили несколько деталей витража купола.

В большом зале когда-то проходили выставки всероссийского масштаба. В 1898 году - выставка объединения "Мир искусства", в 1904 году - историческая выставка предметов искусства, в 1915 году - выставка церковной старины. Сегодня зал также активно используется для проведения различных мероприятий и выставок.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

В 2002 году по периметру зала разместили подаренную Эрмитажем гипсовую копию большого фриза Пергамского алтаря (180-160 г.г. до н.э.). На верхней площадке роскошной лестницы установлена скульптура основателя художественного училища А.Л. Штиглица.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

С роскошной лестницей связано одно студенческое поверье: следует ходить только по левой стороне, потому что по правой стороне ходит муза.

Между двумя куполами, куда из папской галереи ведёт винтовая лестница, изначально располагалась оранжерея.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Украшением и росписью залов занимались студенты училища. К сожалению, не все залы сохранили свою изначальную отделку.

В итальянском зале размещена уникальная коллекция русских изразцовых печей, начиная с расписных конца XVII века кончая белыми начала XIX века. Можно подолгу разглядывать занимательные узоры и сюжеты, украшающие печи.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Буфет-павильон был изготовлен в 1856 году в Германии. Он украшен резной сценой "Борьба Зевса с титанами".


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Самым интересным помещением с сохранившейся отделкой является русский зал («Теремок»). Здесь представлены образцы кукол конца XIX века, изделия из кованого металла, традиционные предметы мебели, но главный экспонат - расписные колонны и сводчатые потолки.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Стены лестницы на второй этаж украшают фрески с видами Рима. Поднявшись по лестнице, вы попадаете в залы галереи Рафаэля. Декор повторяет декор знаменитых ложей, оформленных Рафаэлем для дворца папы римского в Ватикане.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Рядом с актовым залом (ранее зал совета училища) находится Венецианский зал, который ныне используется под мастерские. В ходе работ по восстановлению после ВОВ росписи были сделаны заново в духе времени.

В византийской комнате привлекает внимание церковный кабинет конца XIX века, созданный в Милане и инкрустированный слоновой костью.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

М.А.Месмахер посвятил созданию этого проекта 10 лет своей жизни. Он не только создал проект этого здания, но и лично продумал эскизы каждого зала и каждой мелочи и даже занимался расстановкой экспонатов. Работа требовала большой самоотдачи, и М.А.Месмахер спал по 4 часа в сутки.

Фасад оформлен в канонах итальянского возрождения. М.А.Месмахер поместил портреты и имена выдающихся творцов художественного ремесла разных стран и времен на специальных табличках.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

В нишах боковых ризалитов он разместил фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и покровителя ремесленников Гефеста.

Подобно создателю Исаакиевского собора, М.А.Месмахер увековечил самого себя в облике своего творения. На фронтоне здания училища в центре композиции изображенный ремесленник имеет портретные черты зодчего. Рядом с ним - аллегории различных искусств и ремесел, сверху фронтон украшает фигура Славы.

У входа в здание установлены два фонаря-торшера, на которых можно увидеть мальчиков-путти.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Путти, или путто (итал. putti, мн.ч. от putto - младенец), - изображение маленького обнаженного малыша, восходящее своей историей к античным крылатым эротам, или купидонам. Путти - собирательный образ, среди них встречаются и амурчики с крылышками, и купидончики с луком и стрелами.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Путти украшают здания в стилях с богатым декором - барокко и рококо, изображаясь в полный рост в разнообразных позах или же только в виде головок. Изображения малышей украшают окна и двери, парадные порталы, поддерживают картуши или, словно атланты, держат массивные карнизы и аттики.

Одни из самых любимых горожанами путти находятся на фонарях у Академии художеств имени А.Л.Штиглица. Каждый из них олицетворяет художественное ремесло, которому можно обучиться в знаменитой академии. Студенты оставляют в руках младенцев цветы. Считается, что это приносит удачу на экзамене.

В основании торшера можно увидеть факелы, символизирующие просвещение.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Строительство здания музея началось в 1885 году через год после смерти А.Л. Штиглица. Торжественное открытие состоялось в присутствии императорской фамилии в 1896 году. Образцы фарфора, бронзы, ткани, эмали, французские гобелены, фламандские шпалеры предстали перед публикой.

Здание музея стало уникальным памятником эпохи историзма. М.А.Месмахер был мастером стилизации. В художественном убранстве 32 залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и почти все стили: и античность, и византийское, и романское, и готическое искусство, эпоха ренессанса, венское, фламандское, французское, итальянское барокко. Более раннее искусство размещалось на первом этаже, а искусство XVI - XVII веков - в залах второго этажа. «Метлахская плитка» Villeroy&Boch создавалась индивидуально для украшения пола каждого зала.

При Хрущёве в период «борьбы с архитектурными излишествами» залы, в том числе расписной «Теремок», побелили в несколько слоёв. Сегодня штукатурку аккуратно соскребают и восстанавливают росписи.


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Летом 2004 года в интерьерах музея снимался клип группы Londonbeat. В академии также проходили съемки сцен из фильма "Мастер и Маргарита" (бал Воланда).


Академия Штиглица Санкт-Петербург фото
/ photo © moyway.ru

Экскурсии в Академии Штиглица:

Поделиться: