Адрес: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13-15
Роскошный особняк с огромным куполом в Соляном переулке часто ошибочно принимают за настоящий дворец.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица была основана в 1876 г. бароном А.Л. Штиглицем. В советское время переименована в училище имени В.И.Мухиной, поэтому петербуржцы часто называют его Мухинским училищем или просто Мухой.
Это не просто учебное заведение, а настоящий храм искусства и культуры. Давайте разберёмся, чем же так привлекает это место и какие экскурсионные программы тут можно найти.
Экскурсионные программы: от музея до мастер-классов
- Первое, что вам предложат в Академии Штиглица, — это экскурсия по музею. Длится она 1-1,5 ч. В программу входит не только осмотр экспозиций, но и увлекательные истории от гида, который знает каждый уголок этого места как свои пять пальцев.
- Если вы хотите окунуться в искусство с головой, то мастер-классы — это то, что вам нужно. Здесь можно научиться рисовать, лепить из глины, а иногда даже попробовать себя в роли реставратора.
- Тематические и интерьерные экскурсии для детей ("В необыкновенном мире обыкновенных вещей", "Теремок, теремок", "Дивные звери") тоже заслуживают внимания.
История и коллекция Академии Штиглица
Главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица (Соляной пер., 13) был построен в 1879-1881 годах А.И.Кракау и Р.А.Гедике для размещения Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица - одного из первых русских учебных заведений, которые готовили художников для промышленности.
Здание Музея училища (Соляной пер., 15) построено в 1885-1895 годах по проекту тогдашнего ректора М.А.Месмахера. В этом здании проходили научно-технические собрания Императорского Русского технического общества, на которых неоднократно выступал Д.И.Менделеев.
Наши соцсети
Узнавайте первыми о самом интересном из мира путешествий. Подпишитесь на нас в Telegram, Яндекс.Дзен или в соцсетях:
Учебное заведение изначально называлось Центральным училищем технического рисования. При училище был музей декоративно-прикладного искусства, в котором хранилось до пятнадцати тысяч произведений: ученики должны были воспитываться на высоких образцах искусства прошлого.
Сегодня в коллекции музея находится 35 тыс. предметов прикладного искусства, от античности до наших дней, в том числе фарфор и керамика, уникальная коллекция русских изразцовых печей и художественный металл. Кроме того, среди экспонатов музея можно увидеть лучшие студенческие работы второй половины XX в. В музейном здании залы получили оформление, соответствующее той эпохе, о которой рассказывают его экспонаты. Тем не менее большинство залов так или иначе связаны с итальянским ренессансом.
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
За парадными дверями размещается роскошный вестибюль, который переходит в аванзал.
Сердцем училища является огромный выставочный зал, напоминающий итальянский палаццо. На момент создания это был самый крупный зал Петербурга. Свет в него попадает сверху сквозь тройной стеклянный купол и освещает роскошное убранство. Размеры купола: 34х17 метров (самый большой стеклянный купол в дореволюционной России). Зал украшен профилями и именами выдающихся деятелей искусства самых разных эпох.
/ photo © moyway.ru
Выставочный зал серьёзно пострадал в годы ВОВ. Несколько лет назад студенты академии Штиглица в качестве дипломной работы восстановили несколько деталей витража купола.
В большом зале когда-то проходили выставки всероссийского масштаба. В 1898 году - выставка объединения "Мир искусства", в 1904 году - историческая выставка предметов искусства, в 1915 году - выставка церковной старины. Сегодня зал также активно используется для проведения различных мероприятий и выставок.
/ photo © moyway.ru
В 2002 году по периметру зала разместили подаренную Эрмитажем гипсовую копию большого фриза Пергамского алтаря (180-160 г.г. до н.э.). На верхней площадке роскошной лестницы установлена скульптура основателя художественного училища А.Л. Штиглица.
/ photo © moyway.ru
С роскошной лестницей связано одно студенческое поверье: следует ходить только по левой стороне, потому что по правой стороне ходит муза.
Между двумя куполами, куда из папской галереи ведёт винтовая лестница, изначально располагалась оранжерея.
/ photo © moyway.ru
Украшением и росписью залов занимались студенты училища. К сожалению, не все залы сохранили свою изначальную отделку.
В итальянском зале размещена уникальная коллекция русских изразцовых печей, начиная с расписных конца XVII века кончая белыми начала XIX века. Можно подолгу разглядывать занимательные узоры и сюжеты, украшающие печи.
/ photo © moyway.ru
Буфет-павильон был изготовлен в 1856 году в Германии. Он украшен резной сценой "Борьба Зевса с титанами".
/ photo © moyway.ru
Самым интересным помещением с сохранившейся отделкой является русский зал («Теремок»). Здесь представлены образцы кукол конца XIX века, изделия из кованого металла, традиционные предметы мебели, но главный экспонат - расписные колонны и сводчатые потолки.
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
Стены лестницы на второй этаж украшают фрески с видами Рима. Поднявшись по лестнице, вы попадаете в залы галереи Рафаэля. Декор повторяет декор знаменитых ложей, оформленных Рафаэлем для дворца папы римского в Ватикане.
/ photo © moyway.ru
Рядом с актовым залом (ранее зал совета училища) находится Венецианский зал, который ныне используется под мастерские. В ходе работ по восстановлению после ВОВ росписи были сделаны заново в духе времени.
В византийской комнате привлекает внимание церковный кабинет конца XIX века, созданный в Милане и инкрустированный слоновой костью.
/ photo © moyway.ru
М.А.Месмахер посвятил созданию этого проекта 10 лет своей жизни. Он не только создал проект этого здания, но и лично продумал эскизы каждого зала и каждой мелочи и даже занимался расстановкой экспонатов. Работа требовала большой самоотдачи, и М.А.Месмахер спал по 4 часа в сутки.
Фасад оформлен в канонах итальянского возрождения. М.А.Месмахер поместил портреты и имена выдающихся творцов художественного ремесла разных стран и времен на специальных табличках.
/ photo © moyway.ru
В нишах боковых ризалитов он разместил фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и покровителя ремесленников Гефеста.
Подобно создателю Исаакиевского собора, М.А.Месмахер увековечил самого себя в облике своего творения. На фронтоне здания училища в центре композиции изображенный ремесленник имеет портретные черты зодчего. Рядом с ним - аллегории различных искусств и ремесел, сверху фронтон украшает фигура Славы.
У входа в здание установлены два фонаря-торшера, на которых можно увидеть мальчиков-путти.
/ photo © moyway.ru
Путти, или путто (итал. putti, мн.ч. от putto - младенец), - изображение маленького обнаженного малыша, восходящее своей историей к античным крылатым эротам, или купидонам. Путти - собирательный образ, среди них встречаются и амурчики с крылышками, и купидончики с луком и стрелами.
/ photo © moyway.ru
Путти украшают здания в стилях с богатым декором - барокко и рококо, изображаясь в полный рост в разнообразных позах или же только в виде головок. Изображения малышей украшают окна и двери, парадные порталы, поддерживают картуши или, словно атланты, держат массивные карнизы и аттики.
Одни из самых любимых горожанами путти находятся на фонарях у Академии художеств имени А.Л.Штиглица. Каждый из них олицетворяет художественное ремесло, которому можно обучиться в знаменитой академии. Студенты оставляют в руках младенцев цветы. Считается, что это приносит удачу на экзамене.
В основании торшера можно увидеть факелы, символизирующие просвещение.
/ photo © moyway.ru
Строительство здания музея началось в 1885 году через год после смерти А.Л. Штиглица. Торжественное открытие состоялось в присутствии императорской фамилии в 1896 году. Образцы фарфора, бронзы, ткани, эмали, французские гобелены, фламандские шпалеры предстали перед публикой.
Здание музея стало уникальным памятником эпохи историзма. М.А.Месмахер был мастером стилизации. В художественном убранстве 32 залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и почти все стили: и античность, и византийское, и романское, и готическое искусство, эпоха ренессанса, венское, фламандское, французское, итальянское барокко. Более раннее искусство размещалось на первом этаже, а искусство XVI - XVII веков - в залах второго этажа. «Метлахская плитка» Villeroy&Boch создавалась индивидуально для украшения пола каждого зала.
При Хрущёве в период «борьбы с архитектурными излишествами» залы, в том числе расписной «Теремок», побелили в несколько слоёв. Сегодня штукатурку аккуратно соскребают и восстанавливают росписи.
/ photo © moyway.ru
Летом 2004 года в интерьерах музея снимался клип группы Londonbeat. В академии также проходили съемки сцен из фильма "Мастер и Маргарита" (бал Воланда).
/ photo © moyway.ru