Санкт-Петербург часто называют морской столицей России. Здесь можно с легкостью ощутить себя морским волком, прогуляться по палубе и заглянуть в трюм. В городе действуют пять кораблей-музеев: крейсер, две подводные лодки, ледокол, копия петровского корабля "Полтава". А чтобы пуститься в плавание, достаточно забронировать экскурсию в Петергоф на метеоре или более длительный круиз по скандинавским странам.
Крейсер "Аврора"
/ photo © moyway.ru
Расположение: Петроградская набережная; ближайшее метро - "Горьковская".
Крейсер "Аврора" пришвартован у Малой стрелки Петроградского острова. О роли крейсера "Аврора" в истории России до сих пор ведутся жаркие дискуссии в научном мире. И все же большинство сходятся в том, что это неизменный символ города на Неве наряду с Медным всадником и Дворцовой площадью.
Прошлое у "Авроры" не менее интересно, чем настоящее. Сложно представить, что корабль помнит еще Николая II и императорское семейство, ведь спущен на воду он был в 1900 году при его участии. Наряду с двумя другими кораблями Первого ранга - "Паллада" и "Диана" - крейсеру была уготована разведывательная роль.
/ photo © moyway.ru
Крейсер стал активным участником трех войн: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Пережил Цусимскую битву. В годы ВОВ "Аврору" разместили у берегов Ораниенбаума, и её орудия использовались для защиты города от воздушных атак.
Однако самый известный выстрел "Авроры" прозвучал 25 октября (7 ноября) 1917 года перед ключевым событием революции — штурмом Зимнего дворца.
С 1944 года крейсер находится на вечной стоянке у Петроградской набережной. На его борту действует филиал Военно-морского музея.
Гости Авроры могут не только пройтись по палубе, но и заглянуть в матросский кубрик и познакомиться с бытовой стороной жизни на корабле. Увидеть гамаки, в которых матросы отдыхали, посуду, из которой они ели.
/ photo © moyway.ru
Выставочная экспозиция крейсера Аврора занимает 9 залов:
1. История крейсера
2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX-XX вв.
3. История Авроры конца XIX - начала XX в.
4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера в межвоенный период.
5. Великая Отечественная война. Послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере Аврора.
6. Аврора — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
7. Зал открытого хранения.
8. История военно-морской медицины.
9. Исторический хирургический пост.
/ photo © moyway.ru
При этом "Аврора" по-прежнему остается кораблем в составе Военно-морского флора России, на котором проходят срочную службу матросы.
Ледокол "Красин"
/ photo © moyway.ru
Расположение: наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия; ближайшая станция метро - "Василеостровская".
Ледокол "Красин" расположился на набережной Лейтенанта Шмидта, рядом с домом №49. В 1917 году корабль был спущен в воду и получил богатырское имя "Святогор". Почти сразу его отправили выполнять боевые задачи в Архангельск. Начало карьеры для ледокола оказалось не слишком удачным. После того как корабль был затоплен, он попал в плен. По возвращении на родину в 1921 году он был переведен на Балтику. В 1927 году судно получило новое имя "Красин".
Сегодня "Красин" является памятником истории судостроения. Нос корабля сконструирован таким образом, чтобы разбивать ледяные глыбы.
Подводная лодка С-189
/ photo © moyway.ru
Расположение: причал Ленинградской Военно-Морской базы (напротив дома 31, угол 16-й линии); ближайшая станция метро - "Василеостровская".
Подводная лодка, пришвартованная к набережной Лейтенанта Шмидта, на протяжении 35 лет исправно служила родине. Это самый массовый тип торпедных подводных лодок в советском Военно-морском флоте.
В 1990-х годах лодка оказалась затоплена у берегов Кронштадта. Стараниями ветеранов-поводников С-189 была поднята со дна Купеческой гавани, отремонтирована и оборудована под музей.
Сегодня здесь можно посетить комнату капитана, увидеть, как устроен моторный и торпедный отсек, где отдыхали матросы, как выглядят и из чего состоят боевые снаряды...
Подводная лодка Д-2 "Народоволец"
Расположение: Шкиперский проток, 10 (станция метро "Приморская")
Лодка представляет собой подлинную модель советского корабля i серии — первого поколения подлодок советского периода. Участник Великой Отечественной Войны. В 1989 году для лодки началась новая жизнь - в качестве музея.
Корабль "Полтава"
/ photo © Kora27, CC BY-SA 4.0
Расположение: пос. Лахта, ул. Береговая, 19.
Парусник "Полтава" - первый линейный корабль, построенный в Санкт-Петербурге в 1709-1712 гг. при участии Петра I. Корабль прослужил до 1725 г., участвовал в Гангутском сражении.
В 2018 году парусник был воссоздан по чертежам оригинала. На строительство ушло 5 лет. Работы предварялись масштабными научными изысканиями, ведь сведений о первом корабле сохранилось немного. Его длина 40 метров, на трех палубах размещены 54 орудия. В корпусе использовались аутентичные материалы — дуб и лиственница. Правда, чтобы музей вписывался в требования к пожарной безопасности, пришлось некоторые материалы заменить более пожароустойчивыми. Но, в целом, корабль строился согласно науке кораблестроения начала 18 века.
Памятник первому русскому линейному кораблю "Полтава" можно увидеть на Воскресенской набережной.
Корабль "Мир"
/ photo © moyway.ru
Учебное судно "Мир" спущено на воду в 1987 году в Польше для Ленинграда наряду с другими однотипными судами, предназначенными для Севастополя, Одессы и Владивостока. Длина корабля - 108,6 метра, вместительность - до 200 человек. Парусник неоднократно успешно участвовал в соревнованиях "The Tall Ships’ Races" и других парусных гонках.
Паром "Принцесса Анастасия"
/ photo © moyway.ru
Паром "Принцесса Анастасия" выполняет рейсы по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург. Он построен в 1986 году в Турку. Компания "St. Peter Line" приобрела паром в 2010 году, после чего он получил свое современное имя в честь великой княжны Анастасии Николаевны, младшей дочери императора Николая II.
Во время плавания в распоряжении пассажиров широкий спектр развлечений: рестораны и бары, кинотеатр, аква-зона, игровая комната для детей, магазины, салон красоты и даже казино. Это отличный вариант интересного короткого путешествия. Паром способен вместить на борту 2392 пассажира.
Метеоры
/ photo © moyway.ru
/ photo © moyway.ru
С метеором сталкивается каждый турист, решивший отправиться в музей-заповедник "Петергоф" по воде. Теплоходы в Петергоф отправляются от пристани напротив Эрмитажа. Поездка занимает 30 минут. Пассажирское судно на подводных крыльях "Метеор" имеет сопоставимую с парусником "Полтава" протяженность. Но, пожалуй, это единственное, что объединяет корабли. "Метеор" способен развивать скорость до 60 км./час. Пассажиры размещаются на мягких сиденьях и наблюдают за передвижением теплохода через панорамные окна.
Корабль-ресторан "Благодать"
/ photo © moyway.ru
Ресторан "Благодать" на Петровской набережной убедительно воспроизводит реальный фрегат, который был спущен на воду в 1800 г. и участвовал в морских сражениях в войну с Наполеоном. Из окон ресторана открывается отличный вид на Неву и центр города. Внутренние интерьеры напоминают о роскоши петровского времени.
Корабль-ресторан "Летучий голландец"
/ photo © moyway.ru
Ресторан с мифическим названием периодически меняет свою дислокацию. В отличие от своего тезки наш корабль вполне реален. Его создатели ориентировались на модель трехмачтового голландского корабля "Амстердам" (1748 г.). Внутри помимо ресторана имеется также фитнес-центр и салон красоты.