Санкт-Петербург часто называют морской столицей России. Здесь можно с легкостью ощутить себя морским волком, прогуляться по палубе и заглянуть в трюм. В городе действуют пять кораблей-музеев: крейсер, две подводные лодки, ледокол, копия петровского корабля "Полтава".
А чтобы пуститься в плавание, достаточно забронировать экскурсию в Петергоф на метеоре или речную прогулку по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
Крейсер "Аврора"

/ photo © moyway.ru
Расположение: Петроградская набережная; ближайшее метро - "Горьковская".
Крейсер "Аврора" пришвартован у Малой стрелки Петроградского острова. О роли крейсера "Аврора" в истории России до сих пор ведутся жаркие дискуссии в научном мире. И все же большинство сходятся в том, что это неизменный символ города на Неве наряду с Медным всадником и Дворцовой площадью.
Прошлое у "Авроры" не менее интересно, чем настоящее. Сложно представить, что корабль помнит еще Николая II и императорское семейство, ведь спущен на воду он был в 1900 году при его участии. Наряду с двумя другими кораблями Первого ранга - "Паллада" и "Диана" - крейсеру была уготована разведывательная роль.

/ photo © moyway.ru
Крейсер стал активным участником трех войн: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Пережил Цусимскую битву. В годы ВОВ "Аврору" разместили у берегов Ораниенбаума, орудия корабля были сняты и использовались для обороны Ленинграда.
Однако самый известный выстрел "Авроры" прозвучал 25 октября (7 ноября) 1917 года перед ключевым событием революции — штурмом Зимнего дворца.
С 1948 года крейсер находится на вечной стоянке у Петроградской набережной. На его борту действует филиал Военно-морского музея.
Гости Авроры могут не только пройтись по палубе, но и заглянуть в матросский кубрик и познакомиться с бытовой стороной жизни на корабле. Увидеть гамаки, в которых матросы отдыхали, посуду, из которой они ели.

/ photo © moyway.ru
Выставочная экспозиция крейсера Аврора занимает 9 залов:
1. История крейсера
2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX-XX вв.
3. История Авроры конца XIX - начала XX в.
4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера в межвоенный период.
5. Великая Отечественная война. Послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере Аврора.
6. Аврора — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
7. Зал открытого хранения.
8. История военно-морской медицины.
9. Исторический хирургический пост.

/ photo © moyway.ru
При этом "Аврора" по-прежнему числится в составе Военно-морского флота России как учебный корабль.
Ледокол "Красин"

/ photo © moyway.ru
Расположение: наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия; ближайшая станция метро - "Василеостровская".
Ледокол "Красин" расположился на набережной Лейтенанта Шмидта, рядом с домом №49. Во второй половине 1910-х годов корабль был спущен на воду и получил богатырское имя "Святогор". Почти сразу его отправили выполнять боевые задачи в Архангельск. Начало карьеры для ледокола оказалось не слишком удачным. В 1918 году ледокол был затоплен в Архангельске, впоследствии британцы подняли его и увели в Великобританию. По возвращении в СССР в 1921 году он был переведен на Балтику. В 1927 году судно получило новое имя "Красин".
Сегодня "Красин" является памятником истории судостроения. Нос корабля сконструирован таким образом, чтобы разбивать ледяные глыбы.
Подводная лодка С-189

/ photo © moyway.ru
Расположение: причал Ленинградской Военно-Морской базы (напротив дома 31, угол 16-й линии); ближайшая станция метро - "Василеостровская".
Подводная лодка, пришвартованная к набережной Лейтенанта Шмидта, на протяжении 35 лет исправно служила родине. Это самый массовый тип торпедных подводных лодок в советском Военно-морском флоте.
В 1990-х годах лодка оказалась затоплена у берегов Кронштадта. Стараниями ветеранов-поводников С-189 была поднята со дна Купеческой гавани, отремонтирована и оборудована под музей.
Сегодня здесь можно посетить комнату капитана, увидеть, как устроен моторный и торпедный отсек, где отдыхали матросы, как выглядят и из чего состоят боевые снаряды...
Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

Расположение: Шкиперский проток, 10 (станция метро "Приморская")
"Народоволец" — реальная подводная лодка серии Д (проект "Декабрист"), одно из первых отечественных подводных судов советского периода и участник Великой Отечественной войны. Работы по превращению корабля в музей начались в конце 1980-х, а музей был открыт в 1994 году.
Корабль "Полтава"

/ photo © Kora27, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons
Расположение: пос. Лахта, ул. Береговая, 19.
Парусник "Полтава" - первый линейный корабль, построенный в Санкт-Петербурге в 1709-1712 гг. при участии Петра I. Корабль прослужил до 1725 г., участвовал в Гангутском сражении.
В 2018 году парусник был воссоздан по чертежам оригинала. На строительство ушло 5 лет. Работы предварялись масштабными научными изысканиями, ведь сведений о первом корабле сохранилось немного. Его длина 40 метров, на трех палубах размещены 54 орудия. В корпусе использовались аутентичные материалы — дуб и лиственница. Правда, чтобы музей вписывался в требования к пожарной безопасности, пришлось некоторые материалы заменить более пожароустойчивыми. Но, в целом, корабль строился согласно науке кораблестроения начала 18 века.
Памятник первому русскому линейному кораблю "Полтава" можно увидеть на Воскресенской набережной.
Корабль "Мир"

/ photo © moyway.ru
Учебное судно "Мир" спущено на воду в 1987 году в Польше для Ленинграда наряду с другими однотипными судами, предназначенными для Севастополя, Одессы и Владивостока. Длина корабля - 108,6 метра, вместительность - до 200 человек. Парусник неоднократно успешно участвовал в соревнованиях "The Tall Ships’ Races" и других парусных гонках.
Метеоры

/ photo © moyway.ru

/ photo © moyway.ru
С метеором сталкивается каждый турист, решивший отправиться в музей-заповедник "Петергоф" по воде. Теплоходы в Петергоф отправляются от пристани напротив Эрмитажа. Поездка занимает 30 минут. Пассажирское судно на подводных крыльях "Метеор" имеет длину около 35 метров. "Метеор" способен развивать скорость до 60 км./час. Пассажиры размещаются на мягких сиденьях и наблюдают за передвижением теплохода через панорамные окна.
Корабль-ресторан "Благодать"

/ photo © moyway.ru
Ресторан "Благодать" на Петровской набережной является современной стилизованной конструкцией, выполненной в виде петровского фрегата. Из окон ресторана открывается отличный вид на Неву и центр города. Внутренние интерьеры напоминают о роскоши петровского времени.
Корабль-ресторан "Летучий голландец"

/ photo © moyway.ru
Ресторан с мифическим названием периодически меняет свою дислокацию. В отличие от своего тезки наш корабль вполне реален. Его создатели ориентировались на модель трехмачтового голландского корабля "Амстердам" (1748 г.). Внутри помимо ресторана имеется также фитнес-центр и салон красоты.