Иорданская (Парадная) лестница — это главный вход в Государственный Эрмитаж, один из самых известных музейных комплексов мира. Лестница поражает своим великолепием и размахом, занимая всю высоту здания. Она ведет посетителя к анфиладе парадных залов.
Архитектурные особенности
Убранство лестницы воплощает характерные черты русского барокко. Её ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Стены украшены позолотой и изящными скульптурами, которые эффектно контрастируют с гладкими серыми колоннами из сердобольского мрамора.
Лестница была полностью разрушена в пожаре 1837 года, затем восстановлена архитектором В.П. Стасовым, который смог сохранить основную концепцию автора — одного из главных строителей Санкт-Петербурга Франческо Бартоломео Растрелли.
Парадные залы Зимнего дворца символизировали мощь и величие российского государства, поэтому для их строительства приглашали самых выдающихся архитекторов. После пожара 1837 года архитектору В.П. Стасову было поручено восстановление парадных помещений дворца. Их интерьер представляет собой смесь различных стилей, так как император Николай I настаивал на том, чтобы все восстановили "как было раньше".
Парадная часть дворца начинается с Главной или Иорданской лестницы, по которой поднимались иностранные гости, а также царская семья во время праздника Крещения, чтобы искупаться в Иордани (прорубь на реке Нева). Стасов восстановил эту лестницу в стиле растреллиевского барокко.
Объемное и полное света пространство лестницы, динамичная геометрия мраморных ступеней, сверкающая позолота орнаментов, величественная скульптура и эффектный плафон с изображением богов Олимпа, созданный итальянским художником Г. Дицциани, создают ощущение радостного восторга, который приглушается строгим ритмом серых гранитных колонн. С верхней площадки лестницы начинаются две парадных анфилады — Невская и Большая.
В XVIII веке лестница выполняла представительскую роль, использовалась для приемов, торжественных церемоний и других придворных мероприятий. По этой лестнице поднимались послы иностранных государств на аудиенцию к государю, поэтому она называлась Посольской.
История Иорданской лестницы
В середине XVIII века знаменитый российский архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли построил современное здание Зимнего дворца. Сооружение стало пятой по счету постройкой на этом месте за 50 лет существования Петербурга. Первые два дворца были построены еще при Петре I. Взошедшая на трон императрица Анна Иоанновна отстроила себе новый — более просторный и удобный. Предпоследний дворец, созданный для Елизаветы Петровны, был временным и позже разобран.
Зимний дворец был завершен к 1762 году, стал официальной резиденцией российских императоров и служил императорской династии Романовых почти полтора века. Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, заказала огромное здание, но не дожила до окончания работ, и принять резиденцию пришлось уже Петру III. Однако и тот не успел долго насладиться роскошью дворца, так как на престол взошла Екатерина II. Она сразу начала перестраивать и адаптировать новую резиденцию под себя, а также уволила Растрелли, поскольку пышный барочный стиль уже утратил свою актуальность. Тем не менее большая часть изначального декора Зимнего дворца была сохранена.
Зимний дворец тщательно спроектирован главным архитектором, включая планировку здания, его лестницы и галереи. Для приветствия важных гостей был создан Главный вестибюль, от которого галерея вела на второй этаж к северо-восточной части здания. Посольская лестница была украшена колоннами из розового искусственного мрамора, золочеными кованными решетками и другими барочными элементами, характерными для стиля Растрелли.
Особая техника была использована на первом марше лестницы, чтобы при восхождении глазам внезапно открывалось огромное пространство, наполненное светом, высотой почти двадцать метров. Яркий свет проникал внутрь через большие окна и отражался от ложных зеркальных оконных проемов. Барочный эффект усиливала также огромная люстра на потолке. Всё отвечало тому, чтобы гости и послы сразу оценили богатство и величие России еще до встречи с императором и императрицей.
Однако в канун праздников 29 декабря 1837 года, при правлении Николая I, Зимний дворец внезапно загорелся. Этот пожар стал одним из самых масштабных в истории страны. В течение 30 часов огромное здание площадью более 60 тысяч квадратных метров горело и еще три дня тлело. В результате пожара было утрачено множество произведений искусства, рукописей и исторических записей, а также погибли уникальные интерьеры залов. Восстановление и реставрация Зимнего дворца заняли целых два года.
Специальная комиссия провела расследование пожара, что позволило точно установить его причину. Оказалось, что во время реконструкции под руководством Огюста Монферрана в 1833 году была допущена критическая ошибка. В нескольких залах возле основных каменных стен были установлены фальшивые деревянные стены. В одной из таких промежуточных полостей находились дымовые трубы, выходящие из подземных помещений дворца.
Однако все инженерные проекты, включая этот, лично одобрял Николай I, который считал себя экспертом в области строительства и архитектуры. Признание ошибки в проекте могло подорвать авторитет императора. В результате дело было замято, и командир пожарной команды дворца уволен.
Злосчастный пожар уничтожил все, включая великолепную Посольскую лестницу. Задачу ее восстановления взял на себя выдающийся русский архитектор Василий Стасов, один из основателей русского ампира.
Архитектор тщательно изучил сохранившиеся чертежи Растрелли, чтобы восстановить первоначальную концепцию. Несмотря на это, было внесено несколько изменений: на новой Посольской лестнице появились двойные колонны из серого сердобольского гранита и балюстрада из мрамора, а атрибуты военного характера стали больше соответствовать классицизму. И самое важное - в лестничном пространстве преобладал белый цвет, а не розовый, как раньше.
Посещение Иорданской лестницы в Государственном Эрмитаже позволяет ощутить историческую значимость этого места и насладиться мощью и красотой архитектурного шедевра.