/ photo © Sergei Gussev / CC BY 2.0 / flickr.com
Автобусы
Автобусы являются основным видом транспорта на Шри-Ланке. Все города на острове, даже самые отдаленные, обслуживаются довольно регулярным автобусным сообщением.
При этом, если вы привыкли к спокойной езде по ровным дорогам, поездка в автобусе на Шри-Ланке заставит вас понервничать и ощутить новый уровень комфорта, учитывая стиль вождения некоторых местных "шумахеров". Моменты безудержной скорости чередуются с периодами ползучей медлительности, а когда неизбежно автобус тормозит, нужно крепко держаться на ногах, чтобы не упасть.
Главные различия автобусов на Шри-Ланке касаются государственного транспорта, автобусов SLTB (Sri Lanka Transport Board) и частных услуг.
Почти все автобусы SLTB представляют собой старые машины TATA, обычно окрашенные в красный цвет. Часто это самые старые и медленные транспортные средства на дороге. Частные автобусы, по сути, похожи на автобусы SLTB. Единственная разница состоит в том, что частные автобусы обычно окрашены в белый цвет и украшены наклейками той компании, которая автобус эксплуатирует.
Некоторые частные компании предоставляют более быстрые транспортные перевозки в больших автобусах "полуэкспресс", "экспресс" или "междугородний", которые делают меньше остановок в пути.
Также можно встретить частные микроавтобусы с более удобными условиями передвижения с надписями “express” или “luxury”. Это небольшие автомобили с кондиционером и зашторенными окнами. Поездка на данном транспорте обычно занимает меньше времени. Хотя маленькие сиденья и нехватка места для багажа (ваш багаж часто оказывается на коленях или между ног) могут свести эти преимущества на нет, особенно это касается высоких пассажиров. Если автомобиль не забит до отказа, вы можете попробовать заплатить за дополнительное место, на которое можно поместить свой багаж. Теоретически экспресс-микроавтобусы останавливаются только на основных остановках на маршруте, но на практике водитель и/или кондуктор решают, где они остановятся и на сколько времени, а также сколько людей они готовы втиснуть в автобус.
/ photo © Marco Zanferrari / CC BY-SA 2.0 / flickr.com
Тарифы, расписание и остановки
Тарифы на проезд в автобусах как на частных, так и на SLTB, вполне доступные. Обратите внимание, что в последнем случае вам, возможно, придется оплатить полную стоимость проезда, независимо от того, где вы выходите. Если вы хотите сойти до конца поездки, сообщите об этом водителю/кондуктору при посадке.
Транспорт на более протяженных или менее востребованных маршрутах работает по фиксированному расписанию. Автобусы на более коротких или популярных маршрутах, как правило, отправляются, как только места заканчиваются. Дальние рейсы обычно стартуют утром. Предварительное бронирование на Шри-Ланке не распространено, за исключением маршрута Colombo - Jaffna.
На месте найти нужный автобус на Шри-Ланке бывает непросто. На большинстве автобусов пункт назначения отражен как на сингальском, так и на английском языке. Хотя полезно иметь представление о том, как пишется город/поселок, куда вы направляетесь, на сингальском. На всех автобусных станциях есть одна или несколько информационных будок, где можно получить актуальное расписание. Если вы приехали к терминалу на тук-туке, можно попросить водителя помочь вам в поиске нужного автобуса.
Автобусы Express чаще всего останавливаются строго на заявленных на маршруте остановках. Другие категории автобусов обычно останавливаются там, где нужно подобрать пассажира. Достаточно просто встать у дороги и протянуть руку. Если вы остановили автобус на обочине дороги, нужно успеть быстро запрыгнуть в него, т.к. водители часто не останавливаются полностью, а снижают скорость ровно настолько, чтобы вы могли зайти.
Средняя стоимость проезда на автобусе: 100 км. ~ 180 рупий (1$).
/ photo © ShashiBellamkonda / CC BY 2.0 / flickr.com
Тук-туки
Моторизованные рикши являются одной из самых характерных достопримечательностей Шри-Ланки. Известные под разными названиями, тук-туки, трехколесные велосипеды, велорикши или "такси" - они являются основным средством передвижения на короткие расстояния на Шри-Ланке. В основном они работают на коротких маршрутах в пределах городов, хотя также могут быть полезны для небольших экскурсий.
Сами транспортные средства в основном представляют собой авто-рикши Bajaj индийского производства, которые их водители часто украшают причудливыми флуоресцентными наклейками, статуэтками, пластиковыми цветами или другими декоративными предметами.
На Шри-Ланке вас всегда будут окружать авто-рикши, предлагающие свои услуги. Большое количество предложений дает вам преимущество: если не удается договориться о цене с одним водителем, всегда можно обратиться к другому.
За исключением Коломбо, тарифы на проезд у рикш не контролируются; стоимость проезда будет такой, о которой вы сможете договориться с водителем. Никогда не отправляйтесь в путь, не согласовав заранее стоимость проезда. Большинство водителей тук-туков Шри-Ланки достаточно честны, и вам могут предложить нормальную стоимость проезда без необходимости торговаться, но есть и такие, кто постараются стрясти с вас по максимуму во что бы то ни стало.
Наконец, остерегайтесь водителей-рикш, которые утверждают, что у них нет сдачи. Например, при попытке заплатить, скажем, за проезд в 70 рупий купюрой в 100 рупий, водитель может сказать (возможно, честно), что у него есть только рупии. Если у вас нет мелочи, спросите, есть ли сдача у водителя, прежде чем отправиться в путь.
Средняя стоимость тук-тука: 50-60 рупий за 1 км. Таким образом, за 1$ можно проехать приблизительно 3 км.
Машина
Как говорят жители Шри-Ланки, чтобы объехать остров, вам понадобится три вещи: "хороший автомобильный гудок, хорошие тормоза и удача". Хотя дороги, как правило, находятся в довольно хорошем состоянии, расслабляться не стоит. Сложности создают толпы пешеходов, велосипедисты, сумасшедшие водители автобусов и собаки-самоубийцы, плюс ко всему - весьма своеобразные правила дорожного движения, которым следуют шри-ланкийские водители.
Если хотите водить машину самостоятельно, необходимо иметь с собой международные водительские права. Вам также понадобится дополнительное разрешение на вождение в Шри-Ланке, которые вы можете получить в Автомобильной ассоциации Цейлона Automobile Association of Ceylon в Коломбо (офис открыт с понедельника по пятницу с 8:00 до 16:00). Разрешения действительны до двенадцати месяцев и выдаются на месте.
Также стоит обзавестись хорошей картой/атласом или эквивалентом для смартфона или планшета. Что касается особенностей вождения, стоит помнить, что в Шри-Ланке сильный обычно прав. Водители более крупных транспортных средств (особенно автобусов) будут ожидать, что вы уйдете с дороги, если они едут быстрее вас. Кроме того, многие водители свободно совершают обгон в слепых зонах или в других опасных местах.
Автомобиль с водителем
Учитывая выше обозначенные сложности с передвижением на общественном транспорте, значительная часть туристов предпочитают пользоваться услугами водителей. Спектр "услуг" водителей также может отличаться. Некоторые водители доставят вас из пункта А в пункт Б, но не более того; другие вполне могут заменить квалифицированного "водителя-гида" и имеют соответствующую лицензию. В качестве гида они могут провести экскурс по основным туристическим достопримечательностям и ответят на любые ваши вопросы о стране. Основная проблема с водителями заключается в том, что многие из них работают на комиссионных, которые они получают от некоторых отелей, а также от различных ресторанов, магазинов и т.д. А значит будут рекомендовать только определенные, не всегда самые лучшие и дешевые, места. Лучше сразу убедиться, что ваш водитель говорит по-английски и правильно вас понимает.
/ photo © Chris Blackhead / CC BY-SA 2.0 / flickr.com
Поезда
Железнодорожная сеть Шри-Ланки, изначально построенная британцами в девятнадцатом веке, претерпела огромные изменения за последнее время, благодаря чему скорость передвижения по железной дороге существенно выросла. Подвижной состав также существенно обновился. Тем не менее старые красные колониальные вагоны кое-где до сих пор используются, а поезда по холмистой местности передвигаются достаточно медленно.
Расписание
Время в пути на некоторых маршрутах может сильно различаться в зависимости от типа поезда. Экспресс-поезда делают только главные остановки в пути, стандартные междугородние поезда останавливаются чаще. Также есть медленные рейсы (например, поезда ночной почты), которые останавливаются практически на каждой станции.
Актуальное расписание можно посмотреть на rail.gov.lk и slr.malindaprasad.com.
Железнодорожная сеть Шри-Ланки состоит из трех основных линий: береговой линии, которая проходит вдоль западного побережья от Путталама на севере через Негомбо, Коломбо, Калутара, Бентота, Берувала, Алутгама, Амбалангода, Хиккадува и Галле до Велигамы и Матары.
Линия по холмистой местности проходит от Коломбо до Канди, затем до Хаттона (Пик Адама), Нану Оя (Нувара Элия), Хапутале, Бандаравелы, Эллы и Бадуллы.
Северная линия проходит от Коломбо через Курунегалу до Анурадхапуры и Вавунии и заканчивается в Джафне. От этой линии отходят три дополнительных ответвления: первая - на Попоннарува и Баттикалоа, вторая - на Тринкомали, а третья - на Мадхуроуд, Маннар и Талайманнар.
Классы вагонов
Вагоны поездов Шри-Ланки подразделяются на три класса. Большинство составов включают только второй и третий класс. На самом деле между ними нет большой разницы: сиденья второго класса немного мягче, и в вагонах имеются вентиляторы. В некоторых поездах можно зарезервировать места как второго, так и третьего класса. Основным преимуществом поездов с резервированием места является то, что в данные вагоны не допускаются стоячие пассажиры, поэтому они не переполнены. В вагонах без резервирования главное преимущество второго класса состоит в том, что он, как правило, немного менее укомплектован.
Первый класс всегда необходимо бронировать заранее. Места первого класса находятся в вагонах с кондиционером, они также предполагают спальные места для ночных рейсов. В вагонах ночных поездов второго и третьего класса сиденья просто откидываются, есть также варианты с обычными неоткидными сиденьями.
Некоторые междугородние поезда на маршруте по холмистой местности из Коломбо в Канди и Бадуллу включают специальный вагон для обзора. Обычно он цепляется к задней части поезда и имеет большие панорамные окна, из которых открывается панорама на 360 градусов. Все места в таком вагоне резервируются и быстро раскупаются, особенно на популярном маршруте Коломбо - Канди.
Стоимость проезда между Коломбо и Канди в настоящее время составляет 800 рупий в одну сторону.
Компания Rajadhani Express также управляет специальными туристическими вагонами, которые крепятся к нескольким основным маршрутам на холмистом и южном побережье. Несмотря на удобство, эти вагоны имеют небольшие окна и ограниченный обзор.
/ photo © Charlie Marchant / CC BY 2.0 / flickr.com
Тарифы
Стоимость проезда в третьем классе поезда сопоставима с поездкой на автобусе. Второй класс стоит примерно в два раза дороже.
Железные дороги Шри-Ланки не предлагают услуги онлайн-бронирования, но можно забронировать билеты онлайн через ряд частных операторов.
Плохая новость заключается в том, что во многих поездах зарезервированные места (особенно в первом классе, если таковые имеются), как правило, распродаются, как только поступают в продажу, и даже более низкие классы могут быть быстро раскуплены. Так что определенно выгодно бронировать более чем за месяц с помощью онлайн-сервиса.
Хорошая новость заключается в том, что практически во всех поездах есть по крайней мере несколько незарезервированных вагонов второго и третьего класса. Билеты на них продаются только в день отъезда, иногда не раньше, чем за час до отправления, и нет ограничений на количество проданных билетов. Это значит, что вы гарантированно получите билет. Если вам говорят, что поезд «распродан», это просто означает, что все зарезервированные места разошлись. Это также, конечно, может означать, что вагоны могут быть уже забиты под завязку.