На юго-западном побережье Байкала проходит одна из самых живописных железных дорог мира — Кругобайкальская железная дорога. В прошлом — сложнейший участок Транссибирской магистрали, сегодня — Кругобайкалка, как её ласково называют местные, стала маршрутом, по которому неторопливо катится ретропоезд, вписываясь в изгибы скал и старинные тоннели. От Слюдянки до Порта Байкал, сквозь десятки мостов и арок, КБЖД рассказывает историю не только техники, но и людей, построивших этот путь вопреки природе.
История строительства: золотая пряжка России
Работы по возведению КБЖД начались в конце 1899 года, участок дороги по берегу озера был сдан в эксплуатацию 15 октября 1905 года. "Золотая пряжка стального пояса России" — так назвали КБЖД после окончания строительства, посчитав стоимость, сложность и объем затраченных усилий.
Кругобайкальская железная дорога — уникальный памятник инженерного искусства, включающий рекордное количество инженерных сооружений: тоннели, мосты, железобетонные и каменные галереи, подпорные стенки.

КБЖД в цифрах:
- Протяженность КБЖД - 89 км.
- Тоннелей - 39.
- Общая протяженность тоннелей - 8994 м.
- Железобетонных галерей - 3.
- Подпорных стенок - 268.
- Памятников архитектуры - 172.
- Каменных галерей - 15.
- Мостов и виадуков - 248.
Интересный факт: в строительстве участвовали итальянские каменотёсы, а для каждого километра пути понадобилось до 400 вагонов вынутой породы.
КБЖД сегодня: маршрут, станции, цены и экскурсии
Сегодня КБЖД — это экскурсионный маршрут протяжённостью 89 км, проходящий от Слюдянки до Байкала вдоль южного склона Олхинского плато. Ключевые станции — Слюдянка, Половинная, Маритуй и Порт Байкал.

/ photo: Shmatkov dmitriy, CC BY-SA 3.0 , Wikimedia Commons
А вы знали, что вокзал Слюдянки — единственный в России, полностью построенный из мрамора?
Поездка на ретропоезде длится весь день и включает остановки у главных достопримечательностей. Маршрут Иркутск — Слюдянка — Порт Байкал проходит по самым красивым местам побережья. Билеты стоят от 2000 рублей, в зависимости от сезона и выбранного формата тура. Альтернатива — пригородная электричка Байкал — Слюдянка, время в пути около 4 часов 40 минут.

/ photo: schreti, pixabay.com
Что посмотреть на КБЖД: памятники инженерного искусства
Самые интересные сооружения дороги — тоннели и мосты, построенные вручную более 100 лет назад. Половинный тоннель (777 м), живописные каменные порталы, виадуки — всё это делает маршрут одним из самых красивых не только в Иркутской области, но и в России.

/ photo: Victoria Abrosimova, CC BY 2.0, flickr.com
Зимой туристы советуют взять термос с горячим чаем: на побережье ветер пронизывает даже днём. А летом подготовьте удобную обувь — пешком пройтись вдоль тоннелей намного интереснее, чем просто смотреть из окна поезда.

/ photo: Vadim1962, pixabay.com
Как организовать отдых: пешком или на поезде
Летом маршрут популярен у тех, кто идёт вдоль КБЖД пешком — участки в 10–30 км можно пройти за день. Зимой вдоль берега Байкала курсируют хивусы и аэролодки.
Что взять с собой в путешествие по КБЖД:
- Удобная обувь для скалистых участков
- Тёплую одежду — даже летом на побережье прохладно
- Запасной аккумулятор для телефона — фото будет много
- Карты офлайн: сотовая связь на многих участках отсутствует
Почему КБЖД остаётся важной частью культурного наследия России
КБЖД — это не только историческая часть Транссибирской магистрали, но и музей под открытым небом. Здесь инженерное искусство прошлого соединено с природной красотой озера Байкал. По сей день дорога используется для туристических поездов, а сооружения, построенные более века назад, продолжают удивлять путешественников со всего мира.
Байкал остаётся сердцем Иркутской области, а КБЖД — его южной артерией, по которой проходят самые увлекательные туры, маршруты и экскурсии.

/ photo: Freedom v, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Отзывы туристов о КБЖД
Легендарные сооружения действительно впечатляют. Так, один турист пишет: «…мосты, каменные арки, тоннели – кажется, вечно были здесь, а не построены руками человека… ».
Другие акцентируют внимание на духе Байкала: «Отдых на Кругобайкалке… позволяет прикоснуться к рукотворному чуду — дороге, которая гармонично вписана… ». Сочетание силы инженерии и первозданной природы — ключ к уникальному переживанию.
Организация тура тоже в центре внимания: «Поездка удалась на УРА!... Очень понравилось, что на столик нанесена карта с указаниями населённых пунктов… проводник всегда на месте».
Кто-то добавляет: «интересная точка, шикарные виды на Байкал… прикольно прокатиться».
Что важно знать
1. Выбор транспорта
- Ретро-поезд: комфортно, с экскурсоводом и остановками.
- Электричка и пешие маршруты — для тех, кто ценит свободу и фото в деталях.
2. "Особые места"
- Станции Слюдянка, Шарыжалгай, Половинная — главные остановки для атмосферных снимков.
- Порт Байкал и Шаман-камень ценятся за мистическую атмосферу.
3. Сезонные особенности
Летом — живописные пейзажи, осенью — золото лиственниц. Зимой — хивусы по льду Байкала.
Совет: бронируйте место на ретро-тур заранее: билетов чаще всего не хватает «в последний момент».

/ photo: Freedom v, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
F.A.Q. — Часто задаваемые вопросы
Когда лучше ехать на КБЖД? Лето — для походов и фотосессий на фоне цветущих склонов, осень — для золотых лиственниц, зима — для экскурсий на хивусах по льду Байкала.
Какой участок самый живописный? От станции Половинная до Порта Байкал: здесь расположены крупнейшие тоннели и мосты, выходящие прямо к воде.
Можно ли пройти маршрут пешком? Да, пешие экскурсии проходят по самым безопасным участкам. Длина маршрутов — от 10 до 30 км.
Сколько стоят билеты? Билеты на ретропоезд — от 2000 рублей. Самостоятельная поездка на пригородной электричке обойдётся дешевле — около 300–500 рублей за участок пути.
Сколько длится экскурсия? Однодневный экскурсионный маршрут из Иркутска с возвращением занимает от 8 до 12 часов в зависимости от количества остановок.
Как добраться до начала маршрута? От Иркутска до Слюдянки — на поезде или автобусе (~2 часа), от Иркутска до Порта Байкал — по воде или через Листвянку и переправу.